Принятие Ингушами Ислам
Прошло уже почти пятнадцать веков, как появился Ислам, и только через тринадцать столетий со дня хиджры, Ислам пришел к маленькому, но очень гордому и воинственному народу на Кавказе, к Ингушам. Многие завоеватели пытались покорить этот гордый народ, но все попытки сломить ингушей заканчивались поражением. В их числе был и знаменитый Имам Шамиль, властвующий в то время от Адыгеи до Азербайджана. Он был великим полководцем, грамотным политиком, прекрасным руководителем и авторитетнейшим богословом.
Войско имама Шамиля насчитывало более сорока тысяч человек, из них своей яростью и отвагой особенно выделялась конница. Российские генералы говорили, что «даже незначительное число воинов конницы Шамиля опаснее, чем целое войско пеших солдат». И с этим войском Имам Шамиль двинулся на Ингушетию, с целью покорить и исламизировать этот народ. Великий полководец даже и не подозревал, что такой маленький народ окажет столь жестокое сопротивление. Яростные, отважные и воинственные сыны Ингушетии лихо отбили войско Имама. После чего Имам еще дважды пытался покорить ингушей, и обе попытки окончились поражением.
Видимо не было предписано Всевышним, чтобы ингуши приняли Ислам под натиском меча!
После третьего неудачного штурма Шамиля, в горном чеченском селе Эртан-корт, Устаз Киши Хажи (да будет свята Его тайна), совершал дуа за Ингушей: «О Аллах, я прошу Тебя, разреши мне пойти в маленькую Ингушетию, трижды отразившую имама Шамиля, разреши мне донести до них все ценности Ислама. О Аллах, я прошу у Тебя этого не для того, чтобы люди славили меня и слагали легенды обо мне. Я прошу это для того, чтобы принести Свет Ислама в души праведных, выбравших Ислам в день предопределения».
После того, как Аллах принял его мольбу, Устаз (да будет свята Его тайна) со своим братом Мовсаром и в окружении нескольких муридов двинулся на Ингушетию. По Чечне расползались слухи о поступке Устаза (да будет свята Его тайна), люди знали о дерзости ингушей и понимали, в какой опасный путь отправился Киши Хажи (да будет свята Его тайна) со своими сподвижниками. Родные и близкие, а также муриды думали, что больше не увидят своего любимого Устаза (да будет свята Его тайна), они провожали его, как в последний путь. В Чечне в то время были и люди не любившие Сына Киши, узнав о его походе, они начали насмехаться над его поступком и говорили: «…мы посмотрим, как ингуши расправятся с основателем Кадирийского тариката…».
Как только странники приблизились к границе с Ингушетией, Мовсар начал упрекать своего младшего брата: «С чем мы идем на ингушей, от которых могущественный имам Шамиль трижды потерпел поражение, у нас же нет ни оружия, ни войска, в наших руках лишь походные посохи, а в карманах только четки. Неужели ты хочешь оставить наших детей сиротами, а жен вдовами? Неужели ты хочешь оставить муридов без своего любимого Устаза? Нелюбящие нас люди будут злорадствовать, а наши близкие плакать над нашими телами, нельзя ли вернуться, пока не поздно?» Тогда Киши-Хажи (да будет свята Его тайна) сказал своему брату: «Не беспокойся, Мовсар, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) во главе с другими пророками и со своими сподвижниками ждут нас, улицы и дома ингушей переполнены ангелами, Шейх Абдуль-Кадир Джилани со всеми приближенными Аллаха пришел нам на помощь, Пророки Хизир и Ильяс стоят на горах Ингушетии и говорят Назрановцам: «Если вы не примите Киши Хажи, то мы обрушим на вас эти горы». Аллах не послал бы нас сюда, если бы это путешествие было для нас опасным… Мовсар, скажи 15 раз «Астаг1фируллах1» и 100 раз «Лаилах1а иллаллах1» и отдай награду за этот зикр ингушскому народу в подарок. Поторопись же, Мовсар!»
Узнав, что Киши Хажи со своими муридами идет в Ингушетию, воины Ингушетии послали ему на встречу своих самых отважных и яростных бойцов (по рассказам, это был "черный полк") с приказом расправиться с незваными гостями (думая, что их опять насильно хотят обратить в чужую веру). На том месте, где сейчас стоит село Нестеровское (Г1ажи-Юрт), занявшие боевую оборону бойцы, увидели на горизонте святого человека со своими сподвижниками.
Облик его был «пронизан» любовью к Аллаху, бедная одежда и вид мискина, утомленного тяготами на пути Пророка (да будет над ним мир и благословение), заставили растаять сердца ожесточенных войной ингушских воинов славящегося своей жестокостью к врагу. По мере приближения Устаза, его любовь к Аллаху все больше заполняла и их сердца, пока что непонятной для них милостью и любовью. Они уже не могли скрывать стыд от того, что встретили его при оружии и войной, и, стыдясь, прятали свое оружие за спинами. Они приветствовали его, как самого дорогого гостя: «Никогда мы не видели такого человека, как ты, и не слышали о таком. Кто же ты? Какая причина заставила тебя придти к нам, наш дорогой гость?» Устаз разъяснил им причину своего визита в Ингушетию: «Я пришел, чтобы попросить вас принять Ислам. Аллах Един и Мухаммад - Пророк Его. И еще я принес вам эти 100 зикров (вирд)». Доблестные сыны Ингушетии с жадностью слушали своего Устаза и внимали основам Ислама. После того, как Устаз разъяснил им основы Ислама, он со своими муридами двинулся в Несаре (Насыр-Корт). Ингуши везде принимали Сына Киши подобающим образом.
Когда Устаз собрался в обратную дорогу, ингуши спросили у него: «У кого мы должны советоваться в дальнейшем? У кого мы должны спрашивать о твоем тарикате? Назначь кого-нибудь из нас своим векилом-преемником». Устаз сказал, чтобы к нему привели Тешала. Был богач по имени Тешал, был воин по имени Тешал, были и другие. Но Устаз говорил не о них. Тогда ингуши вспомнили о бедняке Тешале (Тешал Ужахов), самым большим богатством которого был его старый потрепанный тулуп. Хажи (да будет свята Его тайна) сказал, что это тот самый Тешал, мискин-бедняк, о котором он говорил. «У Тешала спрашивайте о тарикате, и его облик, образ его жизни, будут для вас примером» - сказал Устаз.
Укрепив братство среди Ингушей и Чеченцев, Мубарик Хажи двинулся в обратный путь в Чечню.
С тех пор прошло более 150 лет. Ингуши остались верными слову своих отцов, данному Устазу.
Устаз говорил о сынах Ингушетии: «Ингуши приняли меня, проявляя ко мне, мискину, очень красивый адаб. Любите их и уважайте. Они мои муриды и ваши братья».